Групповые и индивидуальные занятия
Программа занятий
Коррекционно - развивающие психологические занятия
«Я — хороший, я — плохой»
Цель: формирование социально-коммуникативных навыков
Задачи:
1.Развивать умение детей понимать мысль и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике;
2. Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга;
3. Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
4. Развивать элементы рефлексии, учить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, упрочить уверенность в себе и самоуважение;
5. развивать произвольное внимание, быстроту реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнение инструкции;
6. Развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.
Игра «Угадай, что я хочу тебе сказать!»
Цель: развивать умение детей по мимике, жестам и пантомимике понимать мысль и настроение говорящего.
Психолог с помощью мимики, жестов и пантомимики демонстрирует детям следующее:
- здоровается за руку с ребенком («Здравствуй»);
- подносит к губам палец — знак молчания («Тише»);
- грозит пальцем («Так нельзя»);
- аплодирует («Браво! Молодец!»);
- машет рукой на прощание («До свидания!»);
- подзывает рукой ребенка к себе («Иди сюда!»);
- выставляет руку вперед, сжав в кулак и подняв большой палец вверх («Молодец! Хорошо! Это здорово!»).
Дети по очереди отгадывают, что хочет сказать им взрослый, и рассаживаются на стульчики, расположенные по кругу.
Приветствие по кругу «Я рада тебя видеть!»
Дети здороваются друг с другом при помощи обеих рук. Затем психолог вытягивает вперед руку, сжатую в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Дети по очереди присоединяются к нему и дружно говорят: «Всем, всем добрый день!»
Психолог: « Каждое ваше утро в детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка , только психологическая.»
Разминка.
Цель: Сосредоточение друг на друге, чередование напряжения и расслабления:
1. мимическая ( с использованием соответствующих картинок):
- улыбнитесь, как солнышко;
- нахмурьтесь, как тучка;
- рассердитесь, как два барана, столкнувшиеся на мостике;
- изобразите испуганного зайчика.
2. на расслабление и напряжение рук — упражнение «Ладошка — шарик» :
дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солнышко ( пальчики в стороны, напряжены), дождик ( пальцы расслаблены), флажок ( пальцы выпрямлены, напряжены, сжаты вместе).
Игра «Хорошие и плохие поступки»
Цель: развивать элементы рефлексии, научить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, развивать уверенность в себе и самоуважение. Каждый ребенок получает листок бумаги. Необходимо сначала вспомнить какой — нибудь один свой плохой поступок, назвать его, затем представить, что лист бумаги — это он, скомкать его и выбросить в мусорное ведро (процедура проделывается по кругу).
Психолог: «А сейчас мы будем собирать чемодан в дорогу: передавать его по кругу и складывать в него свои хорошие поступки (символами хороших поступков будут бумажные голуби). Но не забывайте, что в данный момент вы-одна дружная, крепкая команда , поэтому, если вашему товарищу будет трудно высказаться о себе, помогите ему. Добрые поступки помогают человеку стать лучше. Не забывайте об этом!»
Игра «Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога (звук колокольчика) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши и идут в другую сторону.
Игра «Гадкий утенок»
Цель: способствовать повышению самооценки детей ,улучшению социального статуса » непопулярных « детей.
Ребятам предлагается вспомнить сюжет сказки Г.Х.Андерсена.
Психолог выясняет, кто из них хочет побыть в роли гадкого утенка. Желающему надевают на голову шапочку с изображением утенка. Остальные дети — прекрасные лебеди. Они не хотят дружить с гадким утенком и гонят его от себя, произнося фразы : «Кыш-кыш, уходи отсюда!», «Не подходи к нам!», « Мы не хотим с тобой дружить!»,
Наступает ночь, и лебеди «засыпают» (дети ложатся на ковер и «спят»). В это время педагог меняет маску гадкому утенку на шапочку лебедя. «Утром» лебеди просыпаются и видят, что гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Дети подходят к нему, обнимают, гладят и восхищаются : «Какой прекрасный лебедь!»
В роли гадкого утенка могут побыть все желающие.
Методика «Лесенка»
Цель: изучение самооценки детей.
Дети возвращаются в круг, рассаживаются на стульчики.
Психолог: «Мне кажется, что наше занятие помогло вам стать чуточку лучше. Посмотрите на эту лесенку...» Он показывает детям прикрепленную к мольберту картонную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки красного цвета, и объясняет задание : «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные, - чем выше, тем лучше (показывает: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети, - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажите, на какую ступеньку вы поставите себя».
После выполнения задания детям предлагается подарить немного добрых слов. Для этого два соседа по кругу кладут друг другу руки на плечи. Один ребенок говорит другому: «Оля (Миша,Таня), ты мне нравишься, потому что...» Можно обняться. И так по кругу.
Игра «Добрые слова»
Цель: научить видеть в людях хорошее и доброе, говорить комплименты; раскрыть перед детьми собственные возможности, способности и умения; тренировка доброжелательности.
Итог занятия — беседа по вопросам: понравилась ли сегодняшняя встреча? Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднения? Со всем ли удалось справиться?
Ритуал прощания.«Собрались все дети в круг…»
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»